CATS-порталРасписание выставокКаталог породПитомники кошекПродажа котятГалереяЮморИнтернет-магазинОткрытки

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 
 СообщениеДобавлено: 29 сен, Ср, 2010, 12:09 
Ответить с цитатой  
Эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.08.2009
Сообщения: 3570
Откуда: Moscow
Не о бенгалах, но, выделю тестом то, что актуально для всех пород (просто у персов и экзотов все это выражено значительно ярче)

Персы и экзоты: между "экстримом" и балансом
Инна Шустрова

эксперт AB


Грамотный заводчик определяет методы работы в своем питомнике, руководствуясь не только генофондом собственного питомника, но и генетической структурой породы в целом. Персидская порода в 70-х годах ХХ века испытала в своем развитии резкий качественный скачок, приведший к изменению породного типа (до России оно, правда, "докатилось" лишь к концу 80-х). Особи "нового типа" отличались прежде всего значительным укорочением носа и мордочки и глубокой впадиной на переходе от носа ко лбу (стопом). Появление этих "модернизированных" животных происходило неоднократно, и не в одном, а в различных питомниках. Кстати, в России также регистрировались случаи рождения подобных "первичных экстремалов" от так называемых "классических" персов. "Экстремальный тип" постепенно завоевывал себе право на существование, становясь преобладающим в персидской породе, что повлекло за собой соответствующее изменение стандарта. Современный стандарт и страсть к творчеству поставили перед бридерами задачу: добиться максимального "экстрима", не нарушив ни здоровья, ни общей гармонии черт животных.


Весь набор признаков - морфологических, анатомических, физиологических и поведенческих, которые, собственно, и характеризуют породу, - это результат действия генных комплексов. Чем дальше порода отстоит от предкового дикого вида, тем сложнее структура этих комплексов и тоньше механизмы регуляции их работы. В каждом активно работающем питомнике комплексы породных признаков создавались кропотливым отбором в течение десятилетий. Внешность современной персидской (как и дочерней экзотической породы) замечательна своеобразной инфантильностью. Понятием "baby face", то есть умильным, "детским" личиком, эта особенность породы не ограничивается. Широко открытые круглые глаза, выпуклый череп, короткий носик и мордочка, большая голова по отношению к короткому телу - все это инфантильные, детские черты. Для заводчика же инфантилизация типа животных означает необходимость ранней остановки работы ряда генов, - например, тех, что отвечают за рост костей в длину. При этом животное должно иметь нормальные "кошачьи" размеры, развитую мускулатуру и по крайней мере крепкий, если не мощный костяк. Так что "останавливать" гены в их работе приходится весьма избирательно.

Требование "баланса", то есть гармонического соотношения черт, для персидской породы важно настолько же, насколько и "экстремальность". Ввиду крайне сложной генетической основы каждого из признаков, составляющих современный тип перса или экзота, добиться идеального соответствия каждой из статей положениям стандарта практически невозможно. Чаще всего заводчик может лишь максимально приблизиться к требованиям стандарта, - порой пожертвовав абсолютной правильностью какого-либо из признаков ради достижения гармонии. Так, одна из самых сложных задач персидского бридинга - добиться одновременно равномерно выпуклого лба и открытых, больших и круглых глаз. Животные с подобным типом крайне редки, застабилизировать эту комбинацию почти невозможно. Поэтому каждый заводчик, исходя из особенностей своего племенного материала, выбирает свой путь между "экстримом" и балансом. Например, в одном питомнике на определенной стадии развития владельцы предпочитают отдать преимущество выпуклому лбу, а глазам "придать" каплевидную форму (с большей кривизной нижнего века по сравнению с наружным). Другой питомник, напротив, культивирует "открытый тип" с огромными круглыми глазами - жертвуя выпуклостью лба. И те, и другие особи не идеальны с точки зрения стандарта, но, тем не менее, головы у них построены гармонично.

Несочетаемость линий

Куда больше неприятностей, чем рецессивное носительство наследственных болезней, заводчикам персов и экзотов доставляет несовместимость племенных линий. "Крови не легли", со вздохом говорит об этом явлении заводчик, имея в виду несовпадение геномов родительской пары, "собранной" из производителей двух разных питомников. Самый безобидный вариант такого несовпадения генетического фонда питомников - так называемое "опрощение типа". Выглядит это так: и отец, и мать - отличные представители породы, круглоголовые, с выраженным стопом, коротким носом, - а рождают здоровеньких, крепеньких… "буратино". Однако, если мы присмотримся к родителям этих "долгоносиков" повнимательнее, то обнаружим, что сходство между ними довольно условно. У одного стоп глубокий, находится чуть выше уровня середины глаз, нос вздернутый, но не такой уж и короткий (для перса, конечно), мощно развиты надбровья, а вот теменной купол не особенно высок. У другого, напротив, стоп неглубокий, расположен высоко, чуть ли не выше уровня верхних век, нос очень короткий, но не вздернут, надбровья выражены слабо и т.д. Выходит, персы-то эти разного типа. Мутантные аллели, которые эти типы определяют, у каждого из родителей "свои", и, скорее всего, рецессивны. При скрещивании таких животных получатся гетерозиготные по всем значимым генам потомки, у которых, естественно, проявятся доминантные аллели, - то есть "тип домашней кошки!".


На сегодняшних день, с ростом препотентности производителей, генетической стабильности животных и обмена материалом между питомниками, проблема "опрощения типа" в российском бридинге персов и экзотов постепенно отходит на второй план. Куда больше вопросов вызывают последствия другого типа генетической несовместимости - так называемый аутбредный дисгенез.
Наши заводчики познакомились с ним еще во время появления первых "экстремальных" персов в российских питомниках. Часть потомков от скрещиваний новых производителей с "классическими" (читай - старотипными) кошками отличалась нарушениями прикуса, смещением нижней челюсти ("перекосом") или искривлением носового зеркала. Многие заводчики сразу задались извечным русским вопросом "кто виноват?" (то есть кто из производителей является носителем подобных аномалий). Оказалось, не виноват никто - данные признаки были генетическими, но не наследственными, в том смысле, что определялись они не каким-то одним уникальным геном, а опять-таки представляли собой результат раскоординации в работе генных комплексов. Правда, механизм этого явления долго оставался не вполне понятным: ведь набор генов у организма одинаков, что "слева", что "справа". Было понятно, что причина заключается в различной активности одних и тех же, но "лево-" или "праворасположенных" генов, а вот чем эта активность регулируется -было загадкой не только для заводчиков, но и для генетиков.

Для понимания механизма асимметрии крайне важным оказалось явление дисгенеза "второго порядка". Порой потомство первого поколения от скрещивания разнотипных персов имело вполне симметричное строение головы, но при возвратном скрещивании среди котят наблюдалось расщепление - на "нормальных" и "асимметричных". Это подсказывало, что регуляция генной активности определяется не только внегенными элементами ДНК, но и какими-то специфичными генами. И буквально в последние два-три года группы подобных генов-регуляторов были обнаружены исследователями! Одни из них определяют активность генов морфологических признаков, расположенных "слева", а другие влияют на работу тех же самых генов, но расположенных "справа". Иначе говоря, заводчики опять-таки сталкиваются с проблемой баланса генных комплексов: у дисгенетичного животного одновременно присутствуют аллели "леворегулирующих" генов, взятые от одного породного типа, а "праворегулирующих" - от другого.


Асимметрия относительно продольной оси - не единственный вариант дисгенеза в персидской породе. Отклонения от нормы развития черепа у персидских и экзотических кошек крайне разнообразны: это и глубокая впадина посередине лба, часто в сочетании с ярко выраженными надбровьями ("флэт", "двойной стоп"), и "теменная шишка", часто в сочетании с флэтом, и стоп, переходящий в удлиненную впадину ("утопленный стоп"), и выступающая, переразвитая или слишком узкая мордочка или нижняя челюсть, и глубокие впадины, отграничивающие мордочку… Список диспропорций в развитии черепно-лицевых структур можно продолжать и дальше, но вряд ли в этом есть необходимость (кошка, естественно, состоит не из одной головы, но, поскольку наибольшее отличие персов и экзотов от других пород все-таки состоит в строении черепа и морды, мы уделяем основное внимание именно этим признакам). Принцип нарушений черепно-лицевого баланса в общем такой же, что и при развитии асимметрии: "работа" полигенных комплексов не скоординирована.


Данные нарушения характерны прежде всего для рэндомбредного (бессистемного) неродственного разведения персов. Реже такие отклонения появляются при постановке не проверенных на сочетаемость межлинейных кроссов. Асимметрии, "флэты с шишкой" и вообще разные степени флэтов порой встречаются и при работе в племенных линиях. Эти варианты отклонений от нормы, по-видимому, способны даже стабилизироваться при неправильном подходе к работе с племенной линией. Ошибка такого заводчика - выбор в качестве родоначальника линии производителя, ценного по ряду породных признаков, но несущего дисгенетичные черты организации черепа (пусть даже в слабой степени). При последующих инбридингах на родоначальника (проводимых вместо ограничения его племенного использования!) с течением поколений дефект закрепляется - отдельные "части" полигенного комплекса, как и следовало ожидать, выходят в гомозиготную форму. Да вот только одна из этих "частей" (групп генов) определяет развитие "своей" зоны роста по одному породному типу, а вторая строит соседнюю зону роста по другому. Без жесткого отбора от такой порочной структуры головы в питомнике уже не избавиться.


Начинающие заводчики, набирающие племенной материал, часто бывают не в состоянии отследить однотипность особей, происходящих из разных питомников. Даже если новичку и удается обследовать организацию строения черепа у взрослых особей, то крайне трудно бывает оценить равномерность и однотипность развития котят - крайне важного показателя для оценки сочетаемости будущих производителей. К примеру, часть персидских котят обладает сильновыпуклым лбом и черепом, выдающимися скулами, глубоким стопом, близко посаженными глазами и довольно узким носом. С возрастом структуры как бы "разворачиваются", набирая необходимую ширину. Котята другого типа, напротив, имеют широко расставленные глаза, широкий нос с мелким стопом и слабовыпуклый лоб, и развитие их идет в противоположном направлении. "Наложение" подобных типов чревато или выше описанным опрощением потомства, или формированию порочного типа животных. Каковы, скажем, возможные причины возникновения "теменной шишки" и флэта? Их можно определить как рассинхронизацию в сроках закрытия лобно-теменного шва - верхняя часть его зарастает раньше, а нижняя - значительно позже. В идеале, даже у котят со сходным типом развития необходимо учитывать сроки, в которые наиболее бурно происходит рост отдельных участков, - то есть сроки наибольшей активности определяющих генов. Асинхронность в развитии отдельных зон роста в итоге также чревата нарушением баланса черепных структур.


История и генетическая структура персидской и экзотической пород подсказывают заводчику, что оптимальный путь племенной работы - линейное разведение в закрытых питомниках, при жесткой отбраковке не оправдавших себя производителей. Однако многие ли заводчики могут позволить себе содержать в питомнике большое количество племенного поголовья? Ограничение же размеров племенного ядра ведет к ужесточению инбридинга. Персидская порода - одна из немногих, для которых риск инбредной депрессии (снижения жизнеспособности потомства в результате регулярных инбридингов) вполне реален. Кроме того, при разведении, замкнутом на одной "крови", закрепляются не только желательные, но и вовсе ненужные заводчику признаки (идеальных животных, как мы помним, не бывает). И тут опять-таки возникает проблема генетически изолированного внутрипородного типа - при попытке ввести в питомник новые, нужные признаки "со стороны" заводчик сталкивается с несочетаемостью линий.


Для того чтобы снизить риск подобных явлений, лучшие питомники персов и экзотов обычно работают "в тандеме". Иначе говоря, два-четыре питомника, развивающие сочетаемые, но не идентичные племенные линии, периодически обмениваются племенным материалом. Наиболее удачные животные, полученные от таких кроссов, порой становятся родоначальниками новых линий. Инбридинги при таком способе разведения предпочитают ставить в степенях III-III, III-IV, нередко используют более сложные варианты (III,IV-III, IV- III, III). Для ускоренного закрепления комбинаций признаков порой используют инбридинги более близкие (например, II-II). При межлинейных кроссах - двойных и особенно тройных) часто используют сложные комбинации -инбридинг на двух производителей.

Такой щадящий путь племенной работы может быть очень длительным, но все же не бесконечным. Рано или поздно заводчик находит необходимым ввести в свой питомник некие новые, особо выдающиеся признаки - то есть поставить кросс с дальней, не родственной линией. Естественно, при выборе такой линии он должен учесть все, о чем говорилось выше - и степень сходства породных типов, и особенности развития котят, и препотентность предполагаемого производителя по нужному признаку, и риск носительства им наследственных болезней. И даже объективно оценив все эти показатели, он отдает себе отчет в том, что идет на определенный риск. Но, не будь среди заводчиков кошек любителей риска, не возникло бы экстремальных пород, и "кошачий мир" был бы куда беднее…

_________________
Обсуждаете мою жизнь? Значит она интереснее вашей!
Плюете мне в спину? Значит я - впереди!


Вернуться к началу
  Профиль WWW  
 
 СообщениеДобавлено: 08 окт, Пт, 2010, 18:18 
Ответить с цитатой  
Эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.08.2009
Сообщения: 3570
Откуда: Moscow
История генетики

В 1860-х годах монах Мендель занялся исследованием наследования признаков. Этим занимались и до него, и впервые об этом говорится в Библии. В Ветхом завете говорится о том, что если владелец скота хотел получить определенную породу, то он одних овец кормил ветками очищенными, если хотел получить потомство с белой шерстью, и неочищенными, если хотел получить шкуру скота черной. То есть как наследуются признаки волновало людей еще до написания Библии. Почему же до Менделя никак не могли найти законы передачи признаков в поколениях?

Дело в том, что до него исследователи выбирали совокупность признаков одного индивида, с которыми было сложнее разбираться, нежели с одним признаком. До него передача признаков рассматривалась часто как единый комплекс (типа - у нее лицо бабушкино, хотя отдельных признаков тут очень много). А Мендель регистрировал передачу каждого признака в отдельности, независимо от того, как передались потомкам другие признаки.

Важно, что Мендель выбрал для исследования признаки, регистрация которых была предельно простой. Это признаки дискретные и альтернативные:

дискретные (прерывистые) признаки: данный признак либо присутствует, либо отсутствует. Например, признак цвета: горошина либо зеленая, либо не зеленая.

альтернативные признаки: одно состояние признака исключает наличие другого состояния. Например, состояние такого признака как цвет: горошина либо зеленая, либо желтая. Оба состояния признака в одном организме проявиться не могут.

Подход к анализу потомков был у Менделя такой, который до него не применяли. Это количественный, статистический метод анализа: все потомки с данным состоянием признака (например - горошины зеленые) объединялись в одну группу и подсчитывалось их число, которое сравнивали с числом потомков с другим состоянием признака (горошины желтые).

В качестве признака Мендель выбрал цвет семян посевного гороха, состояние которого было взаимоисключающим: цвет или желтый, или зеленый. Другой признак - форма семян. Альтернативные состояния признака - форма или морщинистая или гладкая. Оказалось, что эти признаки стабильно воспроизводятся в поколениях, и проявляются либо в одном состоянии, либо в другом. В общей сложности Мендель исследовал 7 пар признаков, следя за каждым по отдельности.

При скрещивании Мендель исследовал передачу признаков от родителей к их потомкам. И вот что он получил. Один из родителей давал в череде поколений при самоопылении только морщинистые семена, другой родитель - только гладкие семена.

Горох - самоопылитель. Для того, чтобы получить потомство от двух разных родителей (гибриды), ему нужно было сделать так, чтобы растения не самоопылялись. Для этого он удалял у одного родительского растения тычинки, и переносил на него пыльцу с другого растения. В этом случае образовавшиеся семена были гибридными. Все гибридные семена в первом поколении оказались одинаковыми. Все они оказались гладкими. Проявившееся состояние признака мы называем доминантным (значение корня этого слова - господствующий). Другое состояние признака (морщинистые семена) у гибридов не обнаруживалось. Такое состояние признака мы называем рецессивным (уступающим).

Мендель скрестил растения первого поколения внутри себя и посмотрел на форму получившихся горошин (это было второе поколение потомков скрещивания). Основная часть семян оказалась гладкой. Но часть была морщинистой, точно такой же у исходного родителя (если б мы говорили про собственную семью, то сказали бы, что внук был точно в дедушку, хоть у папы с мамой этого состояния признака не было совсем). Он провел количественное исследование того, какая доля потомков относится к одному классу (гладкие - доминантные), а какая к другому классу (морщинистые - рецессивные). Оказалось, что морщинистых семян получилась примерно четверть, а три четверти - гладких.

Мендель провел такие же скрещивания гибридов первого поколения по всем остальным признакам: цвету семян, окраски цветка и др. Он увидел, что соотношение 3:1 сохраняется.

Мендель провел скрещивание и в одном направлении (папа с доминантным признаком, мама - с рецессивным) и в другом (папа с рецессивным признаком, мама с доминантным). При этом качественные и количественные результаты передачи признаков в поколениях были одинаковыми. Из этого можно сделать вывод, что и женские и отцовские задатки признака вносят одинаковый вклад в наследование признака у потомства.

То, что в первом поколении проявляется признак только одного родителя, мы называем законом единообразия гибридов первого поколения или законом доминирования.

То, что во втором поколении вновь появляются признаки и одного родителя (доминантный) и другого (рецессивный) позволило Менделю предположить, что наследуется не признак как таковой, а задаток его развития (то, что мы сейчас называем геном). Он также предположил, что каждый организм содержит пару таких задатков для каждого признака. От родителя к потомку переходит только один из двух задатков. Задаток каждого типа (доминантный или рецессивный) переходит к потомку с равной вероятностью. При объединении у потомка двух разных задатков (доминантный и рецессивный) проявляется только один из них (доминантный, он обозначается большой буквой А). Рецессивный задаток (он обозначается малой буквой а) у гибрида не исчезает, поскольку проявляется в виде признака в следующем поколении.

Так как во втором поколении появился точно такой же организм, как и родительский, Мендель решил, что задаток одного признака «не замазывается», при объединении с другим, он остается таким же чистым. В последствии было выяснено то, что от данного организма передается только половина его задатков - половые клетки, они называются гаметами, несут только один из двух альтернативных признаков.

У человека насчитывается около 5 тыс. морфологических и биохимических признаков, которые наследуются достаточно четко по Менделю. Судя по расщеплению во втором поколении, альтернативные задатки одного признака комбинировались друг с другом независимо. То есть доминантный признак мог проявиться при комбинациях типа Аа, аА и АА, а рецессивный только в комбинации аа.

Повторим, что Мендель предположил, что наследуется не признак, а задатки признака (гены) и что эти задатки не смешиваются, поэтому этот закон называется законом чистоты гамет. Через исследование процесса наследования можно было сделать выводы о некоторых характеристиках наследуемого материала, то есть что задатки стабильны в поколениях, сохраняют свои свойства, что задатки дискретны, то есть определяются только одно состояние признака, то, что их два, они комбинируются случайно и т.д.

Во времена Менделя еще ничего не было известно о мейозе, хотя про ядерное строение клетки уже знали. То, что в ядре содержится вещество, названное нуклеином, стало известно только через пару лет после открытия законов Менделя, причем это открытие с ним никак не было связано.

Все выводы вышеизложенного материала можно сформулировать следующим образом:

1) Каждый наследственный признак определяется отдельным наследственным фактором, задатком; в современном представлении эти задатки соответствуют генам;

2) Гены сохраняются в чистом виде в ряду поколений, не утрачивая своей индивидуальности: это явилось доказательством основного положения генетики: ген относительно постоянен;

3) Оба пола в равной мере участвуют в передаче своих наследственных свойств потомству;

4) Редупликация равного числа генов и их редукция в мужских и женских половых клетках; это положение явилось генетическим предвидением существования мейоза;

5) Наследственные задатки являются парными, один - материнский, другой - отцовский; один из них может быть доминантным, другой - рецессивным; это положение соответствует открытию принципа аллелизма: ген представлен минимум двумя аллелями.

К законам наследования относятся закон расщепления наследственных признаков в потомстве гибрида и закон независимого комбинирования наследственных признаков. Эти два закона отражают процесс передачи наследственной информации в клеточных поколениях при половом размножении. Их открытие явилось первым фактическим доказательством существования наследственности как явления.

Законы наследственности имеют другое содержание, и они формулируются в следующем виде:

Первый закон - закон дискретной (генной) наследственной детерминации признаков; он лежит в основе теории гена.

Второй закон - закон относительного постоянства наследственной единицы - гена.

Третий закон - закон аллельного состояния гена (доминантность и рецессивность).


То, что законы Менделя связаны с поведением хромосом при мейозе, было обнаружено в начале ХХ века во время повторного открытия законов Менделя сразу тремя группами ученых независимо друг от друга. Как вам уже известно, особенность мейоза заключается в том, что число хромосом в клетке уменьшается вдвое, хромосомы могут меняться своими частями при мейозе. Такая особенность характеризует ситуацию с жизненным циклом у всех эукариот.

Для того, чтобы проверить предположение о наследовании задатков в таком виде, как мы уже говорили, Мендель провел также скрещивание потомков первого поколения, имеющие желтые семена с родительскими зелеными (рецессивными). Скрещивание на рецессивный организм он назвал анализирующим. В результате он получил расщепление один к одному: (Аа х аа = Аа + Аа + аа + аа). Таким образом, Мендель подтвердил предположение, что в организме первого поколения есть задатки признаков каждого из родителей в соотношении 1 к 1. Состояние, когда оба задатка признака одинаковы, Мендель назвал гомозиготным, а когда разные - гетерозиготным.

Мендель учитывал результаты, полученные на тысячах семян, то есть он проводил статистические исследования, которые отражают биологическую закономерность. Открытые им самые законы будут действовать и на других эукариотах, например грибах. Здесь показаны грибы, у которых четыре споры, получаемые в результате одного мейоза, остаются в общей оболочке. Анализирующее скрещивание у таких грибов приводит к тому, в одной оболочке присутствуют 2 споры с признаком одного родителя и две с признаком другого. Таким образом, расщепление 1:1 в анализирующем скрещивании отражает биологическую закономерность расщепления задатков одного признака в каждом мейозе, которая будет выглядеть как закономерность статистическая, если все споры смешать.

То, что у родителей были разные состояния одного признака, говорит о том, что задатки к развитию признака могут как-то меняться. Эти изменения называются мутациями. Мутации бывают нейтральными: форма волос, цвет глаз и др. Некоторые мутации приводят к изменениям, нарушающим нормальное функционирование организма. Это коротконогость у животных (крупный рогатый скот, овцы и др.), безглазость и бескрылость у насекомых, бесшерстность у млекопитающих, гигантизм и карликовость.

Некоторые мутации могут быть и безвредными, например бесшерстность у людей, хотя все приматы имеют волосяной покров. Но иногда встречаются изменения интенсивности волосяного покрова на теле и у людей. Н.И.Вавилов назвал такое явление законом гомологических рядов наследственной изменчивости: то есть признак, типичный только для одного из двух родственных видов, может быть обнаружен с какой-то частотой и у особей родственного вида.

Мы говорили до этого о признаках, которые проявляются полностью. Но это не для всех признаков так. Например, фенотип гетерозигот может быть промежуточным между доминантным и рецессивным признаком родителей. Так, окраска плода у баклажан в первом поколении меняется с темно-синей на менее интенсивную фиолетовую. При этом во втором поколении расщепление по наличию окраски осталось 3:1, но если учитывать интенсивность окраски расщепление стало 1:2:1 (цвет темно-синий - АА, фиолетовый - 2Аа и белый - аа, соответственно) В данном случае видно, что проявление признака зависит от дозы доминантного аллеля. Расщепление по фенотипу соответствует расщеплению по генотипу: классы АА, Аа и аа, в соотношении 1:2:1.

Еще раз выделим роль Менделя в развитии науки. Никто до него не размышлял, что вообще могут существовать задатки признаков. Считалось, что в каждом из нас сидит маленький человечек, внутри его - еще маленький человечек и т.д. Зачатие имеет к его появлению какое-то отношение, но по механизму, готовый маленький человечек уже присутствует с самого начала своего роста. Такими были доминирующие представления, у которых, безусловно, был недостаток - по этой теории, при большом числе поколений гомункулус должен был получиться по размеру меньше элементарной частицы, но тогда про частицы еще не знали J.

Откуда Мендель знал, какой признак является доминантным, а какой рецессивным? Ничего такого он не знал, просто взял некоторый принцип организации опыта. Удобно, что признаки, за которыми он наблюдал, были разными: рост, размер, цвет цветка, цвет боба и т.д. У него не было априорной модели механизма наследования, он вывел ее из наблюдения за передачей признака в поколениях. Еще одна особенность его метода. Он получил, что доля особей с рецессивным признаком во втором поколении составляет четверть от всего потомства. То есть вероятность того, что данная горошина зеленая - 1/4. Допустим получилось в среднем по 4 горошины в одном стручке. Будет ли в каждом стручке (это потомство от двух и только от двух родителей) 1 горошина зеленая и 3 желтых? Нет. Например, вероятность того, что там будет 2 зеленых горошины равна 1/4 х 1/4 = 1/16, а того, что все четыре зеленые - 1/256. То есть, если взять кучу бобов, с четырьмя горошинами в каждом, то у каждой 256-ой все горошины будут с рецессивными признаками, то есть зелеными. Мендель анализировал потомство множества одинаковых пар родителей. О скрещивании было рассказано, потому что они показывают, что законы Менделя проявляются как статистические, а в основе имеют биологическую закономерность - 1:1. То есть гаметы разных типов в КАЖДОМ мейозе у гетерозиготы образуются в равном соотношении - 1:1, а закономерности проявляется статистически, поскольку анализируются потомки сотен мейозов - Мендель анализировал более 1000 потомков в скрещивании каждого типа.

Сначала Мендель исследовал наследование одной пары признаков. Затем он задался вопросом, что будет происходить, если одновременно наблюдать за двумя парами признаков. Выше на рисунке, в правой части проиллюстрировано такое исследование по дум парам признаков - цвету горошин и форме горошин.

Родители одного типа давали при самоопылении горошины желтые и круглой формы. Родители другого типа давали при самоопылении горошины зеленые и морщинистой формы. В первом поколении он получил все горошины желтые, а по форме - круглые. Получившееся расщепление во втором поколении удобно рассмотреть с помощью решетки Пенета. Получили расщепление по признакам 9:3:3:1 (желтые и круглые: желтые и морщинистые: зеленые и круглые: зеленые и морщинистые). Расщепление по каждой паре признаков происходит независимо друг от друга. Соотношение 9жк + 3жм + 3зк + 1зм соответствует независимой комбинации результатов двух скрещиваний (3ж + 1з) х (3к + 1 м). То есть и задатки признаков этих пар (цвет и форма) комбинируются независимо.

Посчитаем, сколько разных фенотипических классов мы получили. У нас было 2 фенотипических класса: желтые и зеленые; и по другому признаку 2 фенотипических класса: круглые и морщинистые. А всего будет 2*2=4 фенотипических класса, что мы и получили выше. Если рассматривать три признака, то фенотипических классов будет 23=8 классов. Мендель доходил до дигибридных скрещиваний. Задатки всех признаков, к счастью Менделя, находились у гороха на разных хромосомах, а всего хромосом у гороха - 7 пар. Поэтому, оказалось, что он взял признаки, которые комбинировались независимо в потомстве.

У человека 23 пары хромосом. Если рассмотреть какой-то один гетерозиготный признак для каждой хромосомы, может у человека может наблюдаться 223 ~ 8*106 фенотипических классов в потомстве одной супружеской пары. Как упоминалось на первой лекции, каждый из нас содержит между папиными и мамиными хромосомами порядка 1 различия на 1000 позиций, то есть всего порядка миллиона различий между папиными и мамиными хромосомами. То есть каждый из нас является потомком миллионногибридного скрещивания, при котором число фенотипических классов составляет 21000000. Практически это число фенотипических классов в потомстве одной пары не реализуется, потому что хромосом у нас всего 23, а не миллион. Получается, что 8*106 - это нижний предел величины возможного разнообразия в потомстве данной супружеской пары. Исходя из этого, можно понять, что не может быть двух абсолютно одинаковых людей. Вероятность мутации данного нуклеотида в ДНК за одно поколение составляет около 10-7 - 10 -8, то есть на весь геном (3*109) получится около 100 изменений de novo между родителем и ребенком. А всего отличий в папиной половинке вашего генома от маминой половинки - около 1 000 000. Это значит, что старые мутации в вашем геноме гораздо более частые, чем вновь возникшие (в 10 000 раз).

Также Мендель проводил анализирующее скрещивание - скрещивание с рецессивной гомозиготой. У потомка первого поколения комбинация генов имеет вид АаВ b. Если скрестить его с представителем с полностью рецессивным набором генов (aabb), то получится четыре возможных класса, которые будут находиться в соотношении 1:1:1:1, в отличие от рассмотренного выше скрещивания, когда мы получили расщепление 9:3:3:1.

Ниже показаны некоторые статистические критерии - какие соотношения чисел следует считать соответствующими ожидаемым, скажем, 3:1. Например, для 3:1 - из четырехсот горошин вряд ли получится точно 300 к 100. Если получится, к примеру, 301 к 99, то это отношение наверное можно считать равным 3 к 1. А 350 к 50 уже, наверное, не равно 3 к 1.

Статистический тест хи-квадрат (ч2) используется для проверки гипотезы соответствия наблюдаемого распределения ожидаемому. Произносится эта греческая буква в русском языке как «хи», а в английском - как «чи» (chi).

Величина ч2 рассчитывается как сумма квадратов отклонений наблюдаемых величин от ожидаемой, деленных на ожидаемую величину. Затем по специальной таблице для данного значения ч2 находят величину вероятности того, что такое различие между наблюдаемой и ожидаемой величиной является случайным. Если вероятность оказывается меньше 5% то отклонение считается не случайным (цифра в пять процентов выбрана по договоренности).

Всегда ли будет проявляться какой-либо наследственно предопределенный признак? Ведь это предположение по умолчанию лежит в основе интерпретации данных полученных Менделем.

Оказывается, это может зависеть от многих причин. Есть такая наследуемая черта у человека - шестипалость. Хотя у нас, как и у всех позвоночных, пальцев в норме пять.

Вероятность проявления задатка признака в виде наблюдаемого признака (здесь - шестипалость) может быть меньше 100%. На фотографии у человека на обеих ногах по 6 пальцев. А у его близнеца этот признак не обязательно проявится. Доля индивидов с данным генотипом, у которых проявляется соответствующий фенотип, была названа пенетрантностью (этот термин ввел российский генетик Тимофеев-Ресовский).

В некоторых случаях шестой палец может быть просто обозначен некоторым кожным приростом. Степень выраженности признака у индивида Тимофеев-Ресовский предложил называть экспрессивностью.

Особенно ясно не 100% связь генотипа с фенотипом прослеживается при исследовании идентичных близнецов. Генетическая конституция у них один в один, а признаки у них совпадают в разной степени. Ниже представлена табличка, в которой представлено совпадение признаков для близнецов идентичных и неидентичных. В качестве признаков в этой таблице взяты различные болезни.

Признак, который присутствует у большинства особей в естественных условиях обитания, называется диким типом. Наиболее распространенный признак часто оказывается доминантным. Такая связь может иметь приспособительное значение, полезное для вида. У человека доминантными признаками являются, к примеру, черные волосы, темные глаза, кудрявые волосы. Кстати, поскольку соответствующие гены находятся на разных хромосомах, то может получиться кудрявый негр, который будет блондином - ничто это не запрещает.

Почему так получается, что в при моногибридном скрещивании трем генотипическим классам в потомстве второго поколения соответствует в некоторых случаях три фенотипических класса (баклажаны синие фиолетовые и белые), а в другом случае - два класса (желтая или зеленая горошина)? Почему в одном случае проявление доминантного признака неполное, а в другом - полное? Можно провести аналогию с фотопленкой. В зависимости от количества света, кадр может получиться совсем прозрачным, серым и совсем черным. То же самое - с генами. Например, есть у кукурузы ген Y, который определяет образование витамина А. Когда доза гена Y на клетку растет от одного до трех, то линейно изменяется активность фермента, который он кодирует и, в данном случае, усиливается образование витамина А и окраска зерна. (У кукурузы основная часть зерна - эндосперм. В каждой клетке эндосперма три генома - два от мамы и один от папы). То есть, многие признаки зависят от дозы аллеля количественно. Чем больше копий аллеля нужного типа, тем больше будет величина контролируемого им признака. Такая связь постоянно используется в биотехнологии.

Мендель мог благополучно свои законы и не открыть. Исследования на горохе позволили Менделю открыть свои законы, потому что горох - самоопыляемое растение, а потому без принуждения - гомозиготный. При самоопылении доля гетерозигот уменьшается пропорционально двум в степени номера поколения. В этом заключалось везение Менделя - если бы доля гетерозигот была большой, то никаких бы закономерностей не наблюдалось. Когда он затем взял перекрестные опылители, то закономерности нарушились, что сильно расстроило Менделя, потому что он подумал, что открыл нечто частное. Оказалось, что нет.

Выше было рассказано о наследовании признаков качественных, а обычно большинство признаков - количественные. Их генетический контроль достаточно сложен. Количественные признаки описываются через среднюю величину значения признака и размахом варьирования, которая называется нормой реакции. И величина средней, и норма реакции - это видоспецифические показатели, которые зависят как от генотипа, так и от условий среды. К примеру, продолжительность жизни человека. Хоть в Библии и написано, что пророки жили по 800 лет, но сейчас ясно, что больше 120-150 лет никто не живет. А, мышь, например, живет два года, хотя она тоже млекопитающее. Наш рост, наш вес - это все количественные признаки. Нет людей 3-4 метрового роста, хотя слоны, к примеру, есть. У каждого вида своя средняя по каждому количественному признаку и свой размах его варьирования.

Закономерности наследования открыты при исследовании качественных признаков.

Большинство наших признаков - количественные.


Величины значений признаков в представительной выборке особей данного вида характеризуются определенной средней и широтой ее варьирования, которая называется нормой реакции и зависит как от генотипа, так и от условий формирования признака.

_________________
Обсуждаете мою жизнь? Значит она интереснее вашей!
Плюете мне в спину? Значит я - впереди!


Вернуться к началу
  Профиль WWW  
 
 СообщениеДобавлено: 08 окт, Пт, 2010, 18:52 
Ответить с цитатой  
Эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.08.2009
Сообщения: 3570
Откуда: Moscow
Вот хорошая книжечка по генетике

http://www.animalgenetics.ru/

_________________
Обсуждаете мою жизнь? Значит она интереснее вашей!
Плюете мне в спину? Значит я - впереди!


Вернуться к началу
  Профиль WWW  
 
 СообщениеДобавлено: 08 окт, Пт, 2010, 19:39 
Ответить с цитатой  
Эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.08.2009
Сообщения: 3570
Откуда: Moscow
История генетики от Трапезова

Цитата:
На вечерних заседаниях Брюннского Общества естествоиспытателей 8 февраля и 8 марта 1865 г. в маленьком зале Высшей реальной школы священник Мендель, сочетавший обязанности духовного лица с преподаванием физики и природоведения в местном реальном училище, доложил результаты своих восьмилетних опытов по наследованию признаков у культурных растений: «Опыты над растительными помесями» («Versuche uber Pflancen-Hybriden von Gregor Mendel»), которые были опубликованы в малочитаемом журнале «Труды Ферейна естествоиспытателей в Брюнне» («Verhandlungen des naturforschenden Vereines in Brunn. – B. IV. – 1865). В конце декабря 1866 г. вышел в свет том «Трудов» Менделя с конспектом доклада. Этот том попал в 120 библиотек университетов и обществ естествоиспытателей Вены, Праги, Берлина, Мюнхена, Лондона, Парижа, Санкт-Петербурга, Филадельфии, Нью-Йорка. Еще 40 оттисков своей статьи Мендель разослал друзьям и крупным исследователям-ботаникам. Но только три экземпляра были прочитаны, а ответ автор получил лишь от профессора мюнхенского университета К.В.Нэгели. Знаменитый ботаник посоветовал Менделю проверить опыты на других видах. К огромному сожалению, Мендель не отправил оттиска единственному из коллег, который более чем другие способен был понять его, – Дарвину. Дарвин же и не подозревал, каков принцип действия генетических механизмов, иначе его теория естественного отбора получила бы подтверждение с совершенно новой стороны.

При жизни работа Менделя была оценена только двумя исследователями. Первый – Г.Н. фон Майендорф, секретарь Брюннского общества естествоиспытателей, натуралист, математик и ботаник, чьи схемы долго жили в учебниках биологии. Вторым, кто оценил Менделя как ученого еще при жизни, в 1875 г., был академик Петербургской академии наук ботаник И.Ф.Шмальгаузен. Остальными же работа Менделя воспринималась весьма прохладно, так как постулируемые автором универсальные закономерности наследования требовали подтверждения на других видах. И только лишь в 1900 г., спустя 16 лет после смерти ученого его открытия были экспериментально подтверждены тремя исследователями: голландским ботаником и эволюционистом Г. де Фризом, молодым доцентом немецкого университета города Тюбингена К.Корренсом и австрийским ботаником Э.Ч. фон Зейссенеггом, который в том же 1900 г. закончил такую же работу и послал ее в те же «Известия Германского ботанического общества». Мендель лишил славы первооткрывателя не только их, но и англичанина У.Бэтсона, выявившего механизм наследования в опытах по скрещиванию животных.

Историко-научные изыскания показали, что труд Менделя не был вовсе уж не известен ботаникам. Даже «переоткрыватели» де Фриз и Корренс знали о нем задолго до 1900 г., но не сразу поняли его и оценили. Гибридологические опыты де Фриз начал в начале 1900‑х годов, а в середине того десятилетия он узнал о работе Менделя. Голландский историк науки О.Мейер допускает, что это было «чтение без понимания» [10].

В первых строках своей работы Мендель пишет о «поразительной красоте» соотношений в потомстве гибридов. Он верил, что открыл всеобщий закон, в основе которого лежат взаимодействия невидимых дискретных наследственных факторов. Закономерности, открытые Менделем, согласовывались с интуитивными представлениями Пифагора о высшем начале природы, в основе которого лежат рациональные принципы. Пифагор, живший в VI в. до н.э., первым указал на духовную подоплеку природного бытия: мир создан числом, а число есть нематериальная, неощутимая реальность. Все мироздание представлялось ему как некий живой целостный организм, подчиненный сложнейшим и тончайшим математическим закономерностям.

Теория селекции (отбора) – это прикладная область эволюционного учения, а конкретнее, современной синтетической теории эволюции. Она предполагает не только глубокие знания в области зоотехнической практики, генетики и популяционной биологии, но и свободное ориентирование в методах биологической статистики, знание достижений зоологии и ботаники, экологии и биогеографии, эмбриологии и биоценологии, физиологии и палеонтологии [11]. Теория и практика селекции животных, если говорить о генетической стороне, развиваются на основе учета и использования трех компонентов: генотипической изменчивости, наследственности и отбора. В настоящее время теория отбора выделяет множество форм отбора. В общей сложности насчитывается более 30 различных таких форм. Однако в современной селекционной литературе выделяется только три основные формы: 1) направленный, или движущий, отбор, способствующий непрерывному изменению признака в определенном направлении; 2) дизруптивный, или раскалывающий, отбор, приводящий к закреплению крайних значений признака; 3) стабилизирующий отбор, обеспечивающий сохранение среднего значения признака.


Решётка Пеннета — решётка Пеннета, графический метод, предложенный английским генетиком Пеннетом (R. Puett) в 1906 г. для наглядного представления о сочетании различных типов половых клеток (гамет (См. Гаметы)) при скрещивании

_________________
Обсуждаете мою жизнь? Значит она интереснее вашей!
Плюете мне в спину? Значит я - впереди!


Вернуться к началу
  Профиль WWW  
 
 СообщениеДобавлено: 08 окт, Пт, 2010, 19:50 
Ответить с цитатой  
Эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.08.2009
Сообщения: 3570
Откуда: Moscow
Грегор Мендель
Изображение

Мендель (Mendel) Грегор Иоганн (22.07.1822, Хейнцендорф – 06.01.1884, Брюнне), австрийский биолог, основоположник генетики. Учился в школах Хейнцендорфа и Липника, затем в окружной гимназии в Троппау. В 1843 окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св. Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851–53 был вольнослушателем в Венском университете, где изучал физику, химию, математику, зоологию, ботанику и палеонтологию. По возвращении в Брюнн работал помощником учителя в средней школе до 1868, когда стал настоятелем монастыря.

В 1856 Мендель начал свои эксперименты по скрещиванию разных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определённым признакам (например, по форме и окраске семян). Точный количественный учёт всех типов гибридов и статистическая обработка результатов опытов, которые он проводил в течение 10 лет, позволили ему сформулировать основные закономерности наследственности – расщепление и комбинирование наследственных «факторов». Мендель показал, что эти факторы разделены и при скрещивании не сливаются и не исчезают. Хотя при скрещивании двух организмов с контрастирующими признаками (например, семена жёлтые или зелёные) в ближайшем поколении гибридов проявляется лишь один из них (Мендель назвал его «доминирующим»), «исчезнувший» («рецессивный») признак вновь возникает в следующих поколениях. Сегодня наследственные «факторы» Менделя называются генами.

О результатах своих экспериментов Мендель сообщил Брюннскому обществу естествоиспытателей весной 1865; год спустя его статья была опубликована в трудах этого общества. На заседании не было задано ни одного вопроса, а статья не получила откликов. Мендель послал копию статьи К. Негели, известному ботанику, авторитетному специалисту по проблемам наследственности, но Негели также не сумел оценить её значения. И только в 1900 забытая работа Менделя привлекла к себе всеобщее внимание: сразу три учёных, Х. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проведя почти одновременно собственные опыты, убедились в справедливости выводов Менделя. Закон независимого расщепления признаков, известный теперь как закон Менделя, положил начало новому направлению в биологии – менделизму, ставшему фундаментом генетики.

Сам Мендель, после неудачных попыток получить аналогичные результаты при скрещивании других растений, прекратил опыты и до конца жизни занимался пчеловодством, садоводством и метеорологическими наблюдениями.

Среди трудов учёного – «Автобиография» (Gregorii Mendel autobiographia iuvenilis, 1850) и ряд статей, включая «Эксперименты по гибридизации растений» (Versuche uber Pflanzenhybriden, в «Трудах Брюннского общества естествоиспытателей», т. 4, 1866).

_________________
Обсуждаете мою жизнь? Значит она интереснее вашей!
Плюете мне в спину? Значит я - впереди!


Вернуться к началу
  Профиль WWW  
 
 СообщениеДобавлено: 20 окт, Сб, 2012, 21:02 
Ответить с цитатой  
Любитель

Зарегистрирован: 17.09.2012
Сообщения: 139
Откуда: москва
привет всем!что такое руфизм? :??:


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 СообщениеДобавлено: 20 окт, Сб, 2012, 21:03 
Ответить с цитатой  
Любитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24.08.2009
Сообщения: 1432
Откуда: Москва
Желтое на серебре.

_________________
Каждый человек прекрасен, пока не докажет обратное.


Вернуться к началу
  Профиль WWW  
 
 СообщениеДобавлено: 20 окт, Сб, 2012, 21:59 
Ответить с цитатой  
Специалист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16.06.2011
Сообщения: 542
Откуда: MALAKHOVKA
И оно (руфизм) расценивается, как недостаток. :D


Вернуться к началу
  Профиль WWW  
 
 СообщениеДобавлено: 23 окт, Вт, 2012, 11:22 
Ответить с цитатой  
Любитель

Зарегистрирован: 17.09.2012
Сообщения: 139
Откуда: москва
Nandu писал(а):
И оно (руфизм) расценивается, как недостаток. :D

интересно,а у моей есть руфизм :??: то,что недостаток,уже вычитала)


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 СообщениеДобавлено: 23 окт, Вт, 2012, 22:19 
Ответить с цитатой  
Специалист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16.06.2011
Сообщения: 542
Откуда: MALAKHOVKA
simona84, руфизмы только у серебра.
Она ж у вас не серебро)))
У остальных рыжина на законных основаниях. :D


Вернуться к началу
  Профиль WWW  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.



Найти:
Перейти:  


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения


CATS-порталРасписание выставокКаталог породПитомники кошекПродажа котятГалереяЮморИнтернет-магазинОткрытки


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © CATS-портал 2002-2024 info@mau.ru